Падение туристического потока почти на 30% в прошлом году не помешало некоторым перевозчикам, специализирующимся на чартерах, подняться вверх в рейтинге российских авиакомпаний. Судя по началу 2010 года, пассажиров и туристов в этом году будет больше, чем в прошлом. Однако и конкуренция за них вырастет, поскольку на рынке туристических перевозок появляются новые игроки.

Cамым заметным в 2009 г. стал рост "Оренбургских авиалиний", работающих теперь под брендом OrenAir. Компания поднялись в рейтинге перевозчиков с 12-го на 6-е место, увеличив количество пассажиров почти на 40% и обслужив около 1,6 млн пасс. Вместе с тем "Оренбургские авиалинии", когда-то доходившие до состояния перевозчика одного маршрута, вышли на 4-е место в рейтинге перевозок на международных воздушных линиях. Перед этой компанией — лишь "Аэрофлот", "Трансаэро" и ГТК "Россия". В течение последних лет "Оренбургские авиалинии" расширили парк за счет Boeing 737 различных модификаций и активно вышли в сегмент чартерных перевозок. Столь разительное изменение стратегии на рынке связывается с партнерством перевозчика с одним из крупнейших туроператоров — Pegas Touristik. В рейтинге 2009 г. также был отмечен и еще один проект, приписываемый этой туристической компании — NordWind. Эта авиакомпания занимается перевозками на Boeing 757, ее результаты Транспортная клиринговая палата не раскрывает, однако известно, что перевозчик занимает 15-е место в рейтинге. По приблизительным оценкам, NordWind за 2009 г. обслужила около 800 тыс. пасс.
Если стратегия и планы развития NordWind более или менее понятны — это частная компания, работающая только на чартерах, — то будущее оренбуржцев пока не определено. Сначала это ФГУП хотели присоединить к "Росавиа", создаваемой Ростехнологиями. После краха этого проекта им предложили "счастливый" союз с "Аэрофлотом". Пока процесс слияния не перешел в активную фазу, и, скорее всего, в ближайший летний сезон компания сохранит свои чартерные позиции. Кстати, как показывает практика, быстрый набор пассажиропотока в туристическом сегменте в дальнейшем бывает сложно сохранить. Все зависит от состава парка авиакомпании и ее отношений с партнерами-туроператорами. Несколько лет назад на рынке стремительно выходили вперед "ВИМ-авиа" и "Атлант-Союз", однако впоследствии эти компании потеряли свои позиции, в основном из-за сокращения парка.
Даже несмотря на снижение количества пассажиров, в прошлом году на рынке появились еще два игрока, которые претендуют на чартерные маршруты. Летом на рынок вышла компания "Таймыр" (контролируется ГМК "Норильский никель"), работающая теперь под брендом NordStar. На трех Boeing 737NG перевозчик начал работать на регулярных рейсах между Норильском, Красноярском и Москвой плюс занялся чартерными перевозками. Поскольку глава "Норильского никеля" Владимир Стржалковский был одним из создателей туроператора "Нева", то, соответственно, считается, что NordStar в первую очередь будет работать в интересах этой компании. Также в конце года на чартерных направлениях начала работать IFly — ее связывают с туроператором TEZ Tour. Сейчас компания в основном работает на египетском направлении, а также ряде других маршрутов. Свои планы перевозчик не раскрывает, но уже известно, что в ближайшем будущем он планирует приобрести дальнемагистральные самолеты, чтобы обслуживать такие направления, как Юго-Восточная Азия и страны Карибского бассейна.
К туристическим перевозкам проявляют интерес и компании, занятые на регулярном рынке. Так, в конце марта "Аэрофлот" громко заявил о том, что чартерные перевозчики должны с ним согласовывать рейсы в Ларнаку и Ираклион. Также сохраняется традиционный интерес к массовым туристам со стороны S7 Airlines и "Трансаэро" — у каждого из перевозчиков есть свое туроператорское подразделение. Желание заработать на отдыхающих растет, поэтому и конкуренция за них в этом сезоне будет гораздо жестче.

Читайте также  Цены не пугают