Вот уже несколько лет российский рынок грузовых авиационных перевозок лихорадит. Он, как никакой другой сегмент индустрии воздушного транспорта, подвержен влиянию множества факторов, а потому сложно прогнозируем. Результаты прошедшего года характеризуются обвалом перевозок на международных направлениях на 6,4% на фоне практически такого же роста перевозок внутрироссийских. Случаен или закономерен такой результат?

 

Если проанализировать грузопотоки по основным направлениям международных грузоперевозок российских авиакомпаний, то нетрудно заметить, что почти все рынки испытали падение или остались неизменными. Заметным ростом по абсолютной величине объема перевозок характеризуются лишь германское и японское направления, что, несомненно, стало следствием активизации грузового подразделения «Аэрофлота», которое базируется в Германии и выполняет полеты, связывающие Европу со странами Юго-Восточной Азии.

 

Но совокупная «добавка» в объеме перевозок по всем направлениям, составившая в 2003 г. около 9 тыс. т, не смогла компенсировать существенные потери на крупнейшем рынке — китайском, где наши перевозчики недосчитались 15,7 тыс. т, или 16,6% от объемов 2002 г.

 

На главном направлении

 

Попытки наведения порядка на этом самом значимом рынке перевозок, предпринимаемые авиационными властями России и КНР в последние пару лет, направлены на перевод грузопотоков с чартерных на регулярные рейсы. В итоге порядка вроде бы стало больше, а вот грузов — меньше. Из-за паузы в чартерных перевозках в 2002 г. часть грузоотправителей предпочла перейти на менее проблемные виды транспорта: морской и железнодорожный. Существенную часть потока перехватили коллеги из СНГ, в частности из Казахстана. Значительное влияние на дальнейшее состояние этого рынка окажет перевод его, по преимуществу, на регулярную основу. После того как осенью прошлого года были распределены все частоты и направления (см. АТО # 49, стр. 30), картина выглядит следующим образом: количество заявленных рейсов в целом явно избыточно, а вот по пунктам назначения перевозчики распределились как-то неравномерно.

Читайте также  Европейский диалог