В начале июня 2010 г. новый региональный самолет Sukhoi Superjet 100 сделал еще один важный шаг по программе сертификационных испытаний. Второй опытный экземпляр 95003 успешно выполнил программу испытаний защиты двигателя от попадания воды с поверхности залитой водой ВПП при всех сочетаниях скоростей движения (от 10 до 150 узлов) и режимов работы двигателей. Испытания проводились в специальном бассейне, установленном на взлетно-посадочной полосе ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском.
Всего самолет совершил 27 пробежек по бассейну длиной 70 м и глубиной воды до 40 мм. Особенно тщательно проверялось поведение двигателей при малых скоростях движения самолета и взлетном режиме работы двигателей, а также при максимальном режиме реверса тяги. Критики программы Superjet 100 не раз отмечали, что низкое расположение двигателей самолета создает опасность всасывания в них посторонних предметов с ВПП. Однако испытания в Жуковском продемонстрировали, что при движении самолета по мокрой полосе во всем диапазоне скоростей, предшествующих взлету, вода не попадает ни в маршевые двигатели самолета, ни во вспомогательную силовую установку. Точно подтвердить отсутствие факта попадания воды в воздухозаборники двигателей помогла не только штатная индикация, но и видео- и фотосъемка при помощи видеокамер, размещенных на различных расстояниях от бассейна, и миниатюрных камер, установленных на створках шасси самолета.
Кроме того, в ходе испытаний показано, что вплоть до скоростей 150 узлов (275 км/ч) самолет устойчиво двигается по участку полосы, залитой толстым слоем воды, и управление им не вызывает сложностей у пилота средней квалификации.
По словам представителей "Гражданских самолетов Сухого", разработчика Superjet 100, программа испытаний близка к завершению. Разработчики рассчитывают получить российский сертификат на самолет до конца этого года, а сертификат EASA — в первой половине 2011 г.

Читайте также  Алексей ФЕДОРОВ, Президент ОАК