Можно с удовлетворением констатировать, что традиционная для российских авиакомпаний смешанная модель авиаперевозок, в рамках которой многие компании пытаются заниматься всеми видами перевозок сразу и конкурируют со всеми, постепенно начинает распадаться — компании выбирают более специализированные бизнес-модели (см. АТО # 72, с. 15), внося при необходимости изменения в свою организационную структуру. Одним из шагов на этом пути стало выделение чартерных перевозок авиакомпании «Сибирь» в отдельную компанию S7 Charter, созданную в начале 2007 г. как 100%-ное дочернее предприятие ЗАО «Группа компаний С7 (S7 Group)» — управляющей компании, в которую входят основные активы ОАО «Авиакомпания «Сибирь»» и ряд получивших самостоятельность родственных структур, в частности S7 Tour (турагентство авиакомпании), «Сибирь-Техник» и S7 Engineering.
По словам гендиректора S7 Charter Евгения Ключарева, получение компанией собственного свидетельства эксплуатанта — это стратегическая задача, выполнение которой намечено на текущий год. Пока же компания осуществляет авиаброкерские услуги, а также организует и выполняет программы полетов по туристическим направлениям на условиях совместного использования парка ВС с авиакомпанией «Сибирь». При этом, подчеркивает Евгений Ключарев, компания полностью оплачивает «Сибири» все расходы по воздушным судам, занятым в чартерных перевозках, то есть разделение финансовых потоков двух компаний уже фактически произошло.
Необходимость в специализации, очевидно, вызвана ситуацией, складывающейся на российском рынке чартерных перевозок. По итогам 2006 г. его объем можно оценить примерно в 8,7 млн чел. При этом почти 60% рынка (около 5,2 млн пасс.) приходится на пять крупнейших перевозчиков и ни один из них не занимает явно лидирующего положения (см. рисунок).
На первое место по чартерным перевозкам в прошлом году вышел «Атлант-Союз», развернувший мощную программу полетов на самолетах Ил-86. Однако этот самолет, не соответствующий современным нормам по шуму на местности, все в большей степени вытесняется с рынков. Что, разумеется, подогревает желание конкурентов увеличить свои рыночные доли.

Читайте также  Росавиация подвела итоги августа по задержкам авиарейсов

Разделяй и властвуй?
В перечисленной пятерке ведущих компаний чартерные перевозки превалируют над регулярными у «Атлант-Союза» (почти 100% общего объема перевозок) и «ВИМ-авиа» (около 85%). У остальных чартерные перевозки составляют менее половины от общего объема: около 47% у «Трансаэро», 36% у «КрасЭйр» и 21% у «Сибири». Так что создание отдельной компании S7 Charter с выделением в нее всех чартерных перевозок «Сибири» можно считать попыткой превратить второстепенный, хотя и весьма привлекательный бизнес в основной бизнес для дочерней компании.
Объявленные на 2007 г. планы S7 Charter грандиозными не выглядят. Компания рассчитывает увеличить количество рейсов на 15,5% (до 6109), при этом налет часов возрастет только на 9%, а количество пассажиров и выручка увеличатся на 10% (1,2 млн чел. и 201 млн долл.) Можно ожидать, что заявленные темпы роста будут на уровне среднерыночных, что позволит S7 Charter удержать имеющиеся позиции, но едва ли приведет к радикальным изменениям в рейтинге чартерных авиакомпаний. Для выполнения программы будет задействовано 15 самолетов: два Boeing 737-400, четыре Airbus A310, шесть Ил-86 и три Ту-154М. Кроме того, рейсы в Инсбрук (Австрия) и Шамбери (Франция) будут выполняться на A319.
Принципиальным решением S7 Charter стала ориентация в перспективе на единый тип ВС — выбор пал на Boeing 737-800 (см. АТО # 79, с. 9). Компания подписала с Boeing контракт на поставку 10 самолетов начиная с 2010 г.; кроме того, зафиксирована возможность приобретения еще 10 ВС данного типа. При дальности полета 5665 км самолет Boeing 737-800 с полной пассажирской загрузкой (168 чел.) и максимальным взлетным весом 79 т сможет обслуживать из Москвы все европейские города, включая Рейкьявик, все курорты Средиземноморья и Красного моря, а также Дубай и Дели. На Востоке России граница досягаемости проходит по Иркутску и Якутску. При рейсах из Новосибирска теряется возможность беспосадочных полетов в Италию и Испанию (максимум — во Франкфурт), но сохраняются маршруты на курорты Турции и добавляются на Мумбай, Гоа, Калькутту, Бангкок, Пекин и Сеул.
Практика показывает, что появление десятка-другого самолетов в парке той или иной компании способно в корне изменить расклад сил на российском чартерном рынке — об этом говорят примеры «ВИМ-авиа» и «Трансаэро». Обладая парком новых, современных самолетов, S7 Charter получит возможность существенно нарастить объемы перевозок.
Разумеется, для успешной работы потребуется и обеспечение высокого уровня использования ВС. С этим, по мнению Евгения Ключарева, особых проблем быть не должно: «Мы уже сейчас довели суточный налет примерно до 10 ч, делаем на самолете по два рейса в день. Раньше был избыток провозных емкостей, все чартеры выполнялись по утрам в выходные, но эти времена прошли. Сейчас туристы привыкают летать и по ночам, и в середине недели». Впрочем, помимо усреднения загрузки по дням недели необходимо и обеспечение заказов в течение года, что потребует как более активной работы с региональными клиентами, так и, возможно, открытия новых туристических направлений.

Читайте также  Рейтинг 20 авиакомпаний России по объему пассажироперевозок за I кв. 2006 г.