Одним из ярких событий авиасалона МАКС-2009 обещает стать передача ГТК "Россия" первого самолета Ан-148, собранного на Воронежском авиазаводе (ВАСО). Освоение серийного производства нового типа ВС, востребованного на рынке, — ключевое достижение ВАСО. "Для воронежского предприятия этот самолет в ближайшие годы станет основным продуктом, — говорит президент ОАК Алексей Федоров. — До конца года будет собрано еще два Ан-148, в следующем году ВАСО планирует выпустить уже семь таких машин, в 2011 г. — 16, в 2012 г. — 24, а с 2013 г. , если рынок будет благоприятным, — выйти на уровень производства 36 Ан-148 в год".
За последние полтора года объем инвестиций ОАК в модернизацию ВАСО составил 6,9 млрд руб., в том числе 3,3 млрд руб. — в программу освоения производства Ан-148, для чего потребовалось техническое переоснащение завода и приобретение нового оборудования. В текущем году ОАК выделяет для ВАСО еще 7,5 млрд руб., которые, в частности, обеспечат серийное производство Ан-148.
Стартовый заказчик самолетов Ан-148 российской сборки — ГТК "Россия" должна получить три самолета в текущем году и еще три — в 2010 г. Кроме того, у лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК), обеспечивающей поставку самолетов эксплуатантам, подписан с ГТК "Россия" опцион еще на шесть таких ВС. Соглашение о намерениях с "Атлант-Союзом" предусматривает поставку 30 самолетов; по 10 машин намерены приобрести авиакомпании "Полет" и "Московия". Зарубежное продвижение самолета начинается с Латинской Америки: подписано соглашение с Кубой, продолжаются переговоры с Боливией. Всего, по словам гендиректора ИФК Александра Рубцова, в течение 15 лет компания планирует продать 350–400 Ан-148, причем примерно поровну на внутреннем и международном рынках. В отличие от другой новинки российского авиапрома — самолета Sukhoi Superjet 100, который изначально задумывался для выхода на глобальный рынок как самолет для региональных, а точнее, фидерных маршрутов, самолет Ан-148 был ориентирован на более узкую нишу региональных перевозок на постсоветском пространстве и в развивающихся странах. Этим обусловлены его характерные особенности: высоко поднятые над поверхностью земли двигатели, усиленное шасси, механизация крыла, обеспечивающая короткую потребную длину ВПП. Как отмечает Алексей Федоров, если говорить о России, то Superjet 100 будет летать между областными центрами, в аэропортах которых достаточно высокое качество ВПП, а Ан-148 преимущественно будет эксплуатироваться в глубинке, на аэродромах с несовершенным покрытием.
 

Читайте также  Внедорожный бизнес-джет