АН-148 на МАКС-2009 окончательно перешел из стадии разрабатываемого самолета в стадию реального коммерческого продукта: самолеты этого типа заказали сразу несколько авиакомпаний. Помимо АН-148 перевозчики также заключили контракты на поставку других ВС российского производства — ТУ-204 и Sukhoi Superjet 100. Однако, судя по количеству заказов, эти ВС были менее популярны.

Самым крупным заказчиком на авиасалоне стал "Атлант-Союз". Как и предполагалось ранее, московская авиакомпания перевела в твердый контракт соглашение о намерениях, подписанное на выставке в Ле-Бурже. Компания по договору лизинга приобретет 15 Ту-204СМ и 30 Ан-148; лизингодателем выступает "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК). Общая стоимость приобретаемых "Атлант-Союзом" самолетов составляет 1,2 млрд долл. Поставки Ан-148 начнутся в 2010 г. (компания планирует получить первые две машины); коммерческая эксплуатация первых Ту-204СМ может начаться в 2011 г. На сегодняшний день контракт с "Атлант-Союзом" остается одним из крупнейших на российском рынке. Теперь темпы пополнения парка будут зависеть от производителей, в частности от Воронежского авиастроительного общества (ВАСО), где запущено серийное производство Ан-148.
"Саратовские авиалинии" заключили предконтрактное соглашение на пять Ан-148-100B/E; два ВС должны быть переданы перевозчику в 2011 г., еще три — годом позже. Твердый договор лизинга будет заключен до конца 2009 г. Такое же соглашение ИФК подписала с "Владивосток Авиа" — перевозчик намерен получить четыре Ан-148-100/200, поставки самолетов должны начаться в 2012 г. Эквадорская Icaro заключила с ИФК предконтрактное соглашение на два Ан-148-100 с опционом еще на одну машину. Этот контракт может быть выполнен при условии получения эквадорской стороной экспортного кредитования со стороны России. Глава ИФК Александр Рубцов рассчитывает, что Ан-148 будет востребован на международном рынке в странах с недостаточно развитой аэропортовой инфраструктурой, поскольку самолет может работать и в таких условиях.
Еще до МАКС-2009 лизинговая компания подписала три соглашения на поставку Ан-148: шесть ВС в 2009–2010 гг. планирует получить ГТК "Россия", 10 самолетов — воронежский "Полет" (сроки поставки в данном контракте — 2010–2012 гг.), столько же самолетов и в те же сроки ИФК должна передать авиакомпании "Московия".
Производство Ан-148, предназначенных для ГТК "Россия", кредитовал Внешэкономбанк, в дальнейшем ВЭБ готов финансировать и поставку этих машин. На МАКС-2009 банк подписал соглашение с ИФК, согласно которому кредитная организация профинансирует поставки до 70 машин разных типов: Ан-148, Ту-204, Ил-96-400. Банк одновременно выступает как финансовым партнером, так и акционером ИФК (ВЭБ принадлежит чуть более 21% акций компании). Кроме "Атлант-Союза" два самолета Ту-204, в финансировании поставок которых собирается участвовать Внешэкономбанк, заказала компания "Авиастар-ТУ". В отличие от московской авиакомпании, заключившей контракт на модернизированную версию машины — Ту-204СМ, "Авиастар-ТУ" получит существующий вариант в грузовом исполнении. Самолеты должны пополнить парк авиакомпании уже в ноябре-декабре.
Самолет Sukhoi Superjet 100, впервые представленный на прошедшем авиасалоне российской публике, не собрал такого количества заказов, как Ан-148. Компания "ВЭБ-лизинг" (основным акционером которой также выступает Внешэкономбанк) подписала с "Аэрофлотом" договор лизинга первых десяти самолетов Sukhoi Superjet 100. По словам главы ВЭБ Владимира Дмитриева, банк выделит "ВЭБ-лизингу" под этот контракт 250 млн долл. Ан-148 неоднократно назывался конкурентом самолета "Сухого", однако в ОАК и в ИФК это утверждение отрицают, говоря, что самолеты дополняют друг друга, поскольку вместимость Ан-148 меньше, чем у SSJ 100. К тому же они будут предлагаться на разных рынках. Осторожное отношение перевозчиков к SSJ 100 сейчас можно объяснить несколькими переносами сроков программы, а также отсутствием у самолета сертификата — его производитель планирует получить до конца года.   

Читайте также  Наконец-то они прилетели