«Вертикаль-Т» — в отличие от большинства российских перевозчиков, созданных на базе авиаотрядов советского «Аэрофлота» и получивших от бывшего монополиста и технику и кадры, — построена с «чистого листа». Однако миротворческая активность ООН дала возможность компании превратиться в одного из крупнейших российских операторов транспортно-вертолетных работ.

Авиакомпания «Вертикаль-Т» была создана в 1992 г. на базе Торжокского Центра применения армейской авиации Минобороны РФ. В начале своего существования перевозчик занимался преимущественно организацией воздушных экскурсий над акваторией озера Селигер и в районе верховьев Волги. Первый крупный заказчик у авиакомпании появился в 1995 г., когда был подписан контракт с Транснефтью на мониторинг нефтепроводов, проходящих по территории Тверской и ряда соседних областей. В дальнейшем «Вертикаль-Т» начала сотрудничать с МЧС, предоставив экипаж для вертолета Ми-26 министерства, и получила от якутской компании «Янгеология» подряд на доставку разведочных партий. В 1999 г. в число заказчиков «Вертикали-Т» вошла компания «Сибнефть». Связанные с нефтяной компанией структуры приобрели несколько вертолетов, в том числе один Ми-26, для организации воздушных перевозок в Чукотском автономном округе, где тогдашний основной владелец Сибнефти был избран губернатором. «Вертикаль-Т» предоставила экипаж и организовала эксплуатацию Ми-26. На Чукотке это весьма актуально, особенно если учесть, что аэропорт Анадыря находится на противоположном от города берегу залива.
Еще в середине 90-х, взяв кредит в Тверьуниверсалбанке, «Вертикаль-Т» приобрела у Минобороны четыре Ми-8. Однако главным конкурентным преимуществом авиакомпании стала возможность укомплектовать штат высококвалифицированными кадрами из числа выходящих в запас военных пилотов Центра применения армейской авиации. Прежде всего для вертолетов Ми-26 — более дефицитной и сложной, чем Ми-8, техники.
Поначалу роль «Вертикали-Т» сводились к предоставлению экипажей для эксплуатации техники заказчика. Затем тверская компания взялась обеспечивать эксплуатацию техники под ключ, то есть проводить также простые формы обслуживания и ремонта, организовывать летную работу. Таким образом «Вертикаль-Т» работала на Чукотке. Принадлежащий структурам Сибнефти Ми-26 был сдан в аренду тверской компании. Заказы как от структур чукотского губернатора, так и от сторонних организаций поступали через владельца судна. «Деньги получала компания Абрамовича. Нам просто платили за эксплуатацию плюс зарплату экипажа», — говорит Владимир Скурихин, возглавляющий компанию с 1996 г.
В 2003 г. на паях с небольшой авиакомпанией «Конверс-Авиа» (специализируется на авиационных услугах для сельского хозяйства) «Вертикаль-Т» выкупила имущественный комплекс аэродрома Змеево, в пяти километрах от Твери (ранее входил в систему ДОСААФ). Вложив около 1 млн долл., партнеры восстановили здание аэропорта, взлетные полосы, поставили новое навигационное оборудование. К тому времени основные доходы «Вертикали-Т» приносили зарубежные контракты, прежде всего с ООН.
С 2000 г. расходы ООН на авиационную поддержку миротворческой деятельности возросли в 1,5 раза и превысили 330 млн долл. Бюджет миротворческих миссий финансируется за счет взносов государств — членов ООН. Величина взносов зависит от размеров экономики государства и доходов на душу населения. Крупнейшим донором являются США — они финансируют около 18% все расходов. На долю России приходится 3,7% расходов (12-е место). Подрядчики определяются по итогам конкурсов. Компании, прошедшие аккредитацию при ООН, получают от нее предложения участвовать в тендерах. Заявки высылаются по факсу на аппарат, установленный в опечатанном кабинете в комплексе ООН в Нью-Йорке. Затем комиссия определяет победителя — чаще всего решающим становится фактор цены.