Подавляющее большинство авиакомпаний первой двадцатки по итогам I полугодия 2006 г. демонстрирует уверенный рост показателей, в частности числа перевезенных пассажиров (см. таблицу). Этот рост наблюдается на фоне непрекращающегося увеличения расходов авиакомпаний практически по всем составляющим себестоимости, причем по ряду позиций весьма заметного. Тот факт, что растущие издержки пока не вредят динамике объемов перевозок, объясняется, видимо, увеличением спроса на авиаперевозки, обусловленным ростом доходов населения. Как подсчитала Федеральная служба государственной статистики, денежные доходы в среднем на душу населения в I полугодии 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросли на 23,2%, а реальные располагаемые денежные доходы, то есть доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен, — на 11,1%. Собственно говоря, средний рост количества пассажиров по первым 20 авиакомпаниям составил как раз 11,32% — так что, казалось бы, все замечательно.
Впрочем, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, рост продолжается во многом за счет корпоративного клиента, повысившего уровень своей мобильности. Поэтому результаты никого не должны вводить в заблуждение: условия для оздоровления ситуации в авиаперевозках не созданы.
Если посмотреть на достижения отдельных компаний, лидерами роста, перескочившими в рейтинге на 20 позиций, выступили авиакомпании "КД-авиа" и "Атлант-Союз". Калининградский перевозчик пока не дает разрешения на публикацию своих результатов, видимо, считая их еще не слишком значительными. Однако оценка по цифрам соседей "КД-авиа" в рейтинге дает рост как минимум на 253%. Как мы уже писали (см. АТО # 70, с. 6), результат получен за счет увеличения парка Boeing 737 в компании, которая пока работает главным образом на чартерных перевозках. Также на чартерном рынке выступила и компания "Атлант-Союз" с ростом на 213%. Лидером по сокращению перевозок оказалась "ВИМ-авиа" (минус почти 28%). Специалисты связывают такой результат с проблемами роста и кадров — сказалось недостаточно умелое планирование парка. Небольшое, но заметное на фоне положительных результатов других компаний сокращение числа пассажиров показала и компания "КрасЭйр". Вероятно, тут играет заметную роль перераспределение маршрутов и пассажиров внутри альянса AirUnion. Если просуммировать данные по альянсу, в общем рейтинге он займет третье место с ростом в 4,8%. На международных линиях число пассажиров альянса сократилось на 11,33% а на внутренних — возросло на 16,58%.
Рейтинг перевозчиков на внутренних линиях демонстрирует стабильность (первые семь позиций остались неизменными), да и рост не столь бурный, как на международных линиях. Это еще раз подтверждает тезис о том, что на международных линиях основу роста обеспечивают отдыхающие, а на внутренних — командированные. Существенного роста подвижности населения в целом пока не наблюдается.

Читайте также  Растущий парк