ГосНИИГА
Приоритеты развития воздушного транспорта и авиационной промышленности во многом зависят от корректной оценки перспективной конъюнктуры и требований рынка перевозок. Это определяет необходимость систематического уточнения долговременных прогнозов развития спроса на авиатранспортные услуги с учетом изменения ситуации в гражданской авиации, в экономике страны и в мире.
В 2001-2004 гг. пассажирооборот воздушного транспорта увеличился в 1,5 раза (в среднем на 11,6% в год), что отражает развитие позитивных тенденций в экономике (ВВП в среднем возрастал на 6,8% в год). В 2004 г. были достигнуты максимальные темпы роста международных перевозок (23,2%), а темпы роста внутренних перевозок (10%) превысили средний за последние годы уровень, несмотря на негативное влияние террористических актов на воздушном транспорте и увеличение цены авиакеросина на 50% (фактически в IV квартале 2004 г.).
Рынок перевозок российских авиакомпаний имеет макроэкономическую логику развития, аналогичную закономерностям развития мирового авиатранспортного рынка, включающим позитивное влияние роста ВВП и негативное — авиатарифа. Развитие рынка поддается описанию при помощи эконометрических моделей, схожих с моделями, используемыми в ICAO (рис. 1). Но на его конъюнктуру также влияют различия в экономическом развитии регионов России, укрепление международных экономических связей, уровень конкурентоспособности российских авиакомпаний, развитие международного туризма и еще ряд факторов. Это определяет необходимость применения методов ситуационного моделирования для прогнозирования развития спроса на перевозки, учитывая еще недостаточную устойчивость формирующихся тенденций в ряде сегментов российского рынка.

Рис. 1. Динамика пассажирооборота и макроэкономических показателей

Читайте также  Ту-154 в VIP-варианте пользуется спросом