Программа создания стоместного ближнемагистрального самолета Ту-334 в ноябре получила дальнейшее развитие — на Киевском государственном авиационном заводе "Авиант" построен и поднят в воздух первый серийный самолет, который практически сразу присоединился к завершающимся сертификационным испытаниям. Стадия сертификации заканчивается, открывая путь серийному производству машины, но где оно будет организовано и когда — ответа на этот вопрос пока нет.

Ту-334 с номером 005 собран на "Авианте" в соответствии с соглашением о кооперации по программе производства этого самолета, по которому окончательная сборка будет производиться в России на мощностях РСК "МиГ", а также на заводе "Авиант" с дальнейшим сбытом самолета на паритетных условиях. Это второй летный экземпляр, однако он считается первым серийным и соответствующим типовой конструкции. Третий экземпляр должен быть построен на заводе РСК "МиГ" в Луховицах; степень его готовности оценивается в 50%.

До настоящего времени проект создания Ту-334 числится приоритетным в программе развития производства гражданской авиатехники. В период до 2002 г. сертификационные испытания проводились в основном за счет средств ОАО "Туполев" и РСК "МиГ", но в последние два года полностью перечисляются запланированные средства из государственного бюджета. Это позволяет президенту ОАО "Туполев" Игорю Шевчуку уверенно заявлять, что испытания могут быть закончены в 2003 г.

А вот дальнейшая судьба проекта Ту-334 не столь очевидна. 4 ноября правительство по ходатайству "Росавиакосмоса" сняло с должности генерального конструктора — генерального директора ФГУП РСК "МиГ" Николая Никитина. Ему вменили в вину срыв сроков, предусмотренных постановлением правительства по запуску в серийное производство Ту-334. Между тем предприятие вело подготовку серийного производства полностью из собственных средств, не получая из госбюджета на эти цели ни копейки, и теперь, после снятия Никитина, который был основным сторонником запуска серии Ту-334 на РСК "МиГ", новое руководство корпорации скорее всего постарается избавиться от этой обузы, особенно учитывая весьма сложное финансовое положение предприятия.

Читайте также  Рейтинг 20 ведущих авиакомпаний России по объему перевозок пассажиров за 2009 г.

В госбюджете на 2004 г. средства на организацию серийного производства Ту-334 не предусмотрены, и поэтому желающим реанимировать проект придется вкладывать собственные деньги или искать инвесторов. Существующая схема кооперации предусматривала, что на линии окончательной сборки корпорации "МиГ" и "Авианта" носовую часть фюзеляжа, кабину и интерьер будет поставлять ульяновский "Авиастар-СП"; хвостовую часть, стабилизатор и вертикальное оперение — предприятие "ТАВИА" (г. Таганрог), а некоторые узлы поступят с Казанского авиационного производственного объединения.

Можно предположить, что эти предприятия выступят в качестве партнеров при реализации проекта, разделив между собой расходы, но в любом случае коммерческие инвестиции в производство должны быть подкреплены платежеспособным спросом на Ту-334, который пока не сформирован, если не считать оформленные в контрактной форме заявки от авиакомпаний "Атлант-Союз" и "Аэрофрахт" на 10 машин.

Кадровые перестановки на "МиГе" в очередной раз отодвигают сроки появления Ту-334 у заказчиков. Пока реалии таковы: лишь киевский "Авиант" готов производить эти самолеты, но его планы предусматривают изготовление второго и третьего серийных самолетов через полтора и два года соответственно. Дальнейшая судьба самого востребованного российского лайнера остается под вопросом.