Рейтинг авиакомпаний в 2006 г. не претерпел радикальных изменений, первые три места остались за их предыдущими владельцами. Правда, некоторые перевозчики первой двадцатки поменялись местами — выиграли те, кто постепенно приходит к формированию собственной стратегии на рынке, а также имеет возможность воплотить ее в своем бизнесе.

Количество пассажиров, перевезенных всеми российскими компаниями, в 2006 г. возросло по отношению к 2005 г. на 8,34% и достигло 38,014 млн чел. Однако на фоне относительно небольшого увеличения числа пассажиров нескольким компаниям удалось значительно улучшить свои позиции. Так, объемы UTair возросли почти на 28%; компания перевезла 2,417 млн пасс. (см. таблицу), сохранив таким образом четвертое место в рейтинге. "Трансаэро" увеличила свой результат почти на 36% и вытеснила с пятого места "КрасЭйр". Красноярский перевозчик, как и годом ранее, имел относительно небольшой рост, в пределах 2%.
Самые значительные темпы роста (157,8%) показал в 2006 г. "Атлант-Союз", войдя в десятку крупнейших компаний. Такой итог объясняется активностью перевозчика на чартерном рынке: в прошлом году компания приобрела несколько машин Ил-86 и эксплуатировала их на популярных туристических направлениях — турецком и египетском. Однако "Атлант-Союзу" вряд ли удастся долго развиваться такими же темпами без изменения стратегии. По данным аэропорта Домодедово, популярность Турции и Египта среди туристов, которые вылетают из московского авиаузла, в последний год снизилась, поскольку рост благосостояния путешественников позволяет им чаще отдыхать на более дорогих курортах Европы. Конечно, интерес к Турции и Египту вряд ли упадет до нуля, но в будущем уже не позволит "Атлант-Союзу" столь значительно увеличивать объем перевозок. Представители авиакомпании не раз озвучивали планы по освоению рынка регулярных перевозок как на внутренних, так и на международных маршрутах. Однако для этого "Атлант-Союзу" необходима реструктуризация парка. Пока этот процесс не укладывается в обозначенные менеджментом рамки. Авиакомпания в прошлом году получила всего две машины Boeing 737-300, хотя планы по приобретению в 2006 г. иностранных ВС включали шесть таких самолетов, а также шесть Embraer 120.
"Звезда" чартерных перевозок предыдущих лет "ВИМ-авиа" показала в 2006 г. падение на 17% и опустилась с шестого на седьмое место в рейтинге. Перевозчик пытался изменить структуру собственного бизнеса в пользу увеличения регулярных рейсов, о чем говорит уменьшение доли компании на международных направлениях (почти все они были чартерными) и рост на внутреннем рынке почти на 142% (здесь выполняются преимущественно регулярные рейсы). Возможно, попытка реструктуризации маршрутной сети стала одной из причин подобного падения. Кроме того, несколько ВС компании работали под флагами других перевозчиков.
Менять стратегию от чартерных перевозок к регулярным в этом году предстоит еще одной авиакомпании — калининградской "КД авиа". Перевозчик намерен в июне начать создание в аэропорту Калининграда хаба — подвозить регулярными рейсами пассажиров из российских регионов в Калининград, а затем выполнять несколько рейсов в европейские города. До сих пор компания формировала парк ВС и работала на чартерном рынке — курортники принесли "КД авиа" в 2006 г. 100%-ный рост числа пассажиров и вхождение в двадцатку крупнейших.
В список первых двадцати также попали "Оренбургские авиалинии", которые увеличили количество пассажиров на 71%. В прошлом году компания взяла в лизинг два самолета Boeing 737-400 — вероятно, их эксплуатация позволила перевозчику получить такие результаты. Помимо "КД авиа" и "Оренбургских авиалиний" заметный итог был также у авиакомпании "Татарстан"; она прибавила почти 93% и поднялась с двадцать четвертого на двенадцатое место. "Домодедовские авиалинии", "Якутия" и "Кавминводыавиа" увеличили объемы перевозок на 20-25%.
Первые три строчки рейтинга по-прежнему остались за "Аэрофлотом", "Сибирью" и "Россией", объединившейся с питерской авиакомпаний "Пулково". "Аэрофлот" закончил год лучше, чем предыдущий; количество пассажиров у перевозчика превысило отметку в 7 млн чел., а рост составил около 9%. "Сибирь" немного не дотянула до планки в 5 млн пасс., но даже несмотря на сложный год объемы компании увеличились на 16,4%. "Россия" объявила о том, что впервые перевезла более 3 млн пасс. Однако число клиентов у новой компании оказалось меньше, чем сумма перевезенных пассажиров ФГУП "Пулково" и ГТК "Россия" в 2005 г., — хотя в течение 2005 г. "Пулково" пополнило парк пятью машинами Boeing 737-500, а, как показывает практика нескольких авиакомпаний, начало эксплуатации иностранных ВС позволяет увеличить объем перевозок. Возможно, эффект от слияния перевозчиков будет виден по итогам 2007 г.
Борьба за третье место в рейтинге 2007 г. предстоит серьезная. Одним из потенциальных претендентов называют альянс AiRUnion ("КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Сибавиатранс", "Омскавиа"), создание которого пока не завершено.

Читайте также  Рейтинг 20 ведущих авиакомпаний России по объему перевозок грузов и почты за 2005 г.