17 апреля в московском аэропорту "Внуково" вступил в строй международный терминал. И хотя полеты из него пока ограничиваются ближним зарубежьем и чартерами, да и открытие новенького здания аэровокзала означает лишь первый шаг в реконструкции аэропорта, "Внуково" уже претендует на то, чтобы попытаться оттянуть пассажиров от "Шереметьево" и "Домодедово". Если соревнование завяжется, это будет означать не только весьма полезную для авиакомпаний конкуренцию трех аэропортов, но и фактическое столкновение трех игроков с разными формами собственности и отличающейся философией развития. Плюс ко всему во "Внуково" впервые к аэропортовому бизнесу приобщается один из крупнейших в стране хозяйствующих субъектов в лице московского правительства.

Реконструкция на почве ревности
Сегодня "Внуково" занимает среди аэропортов страны четвертое место по пассажирообороту (в прошлом году он обслужил 2,8 млн пасс.) после "Шереметьево", "Домодедово" и "Пулково". На его территории находится правительственный терминал "Внуково-2", хотя на улучшении репутации воздушной гавани до сих пор это никак не сказывалось. Порт все время теряет пассажиров. Если в самый "пиковый" год — 1990-й — было обслужено 14 млн пасс., то в 1993 г. их количество сократилось до 4 млн. Сегодня же и этот показатель снизился на треть. На падение пассажиропотока через "Внуково" повлиял не только постсоветский обвал авиаперевозок. Даже в последние годы, когда наблюдался их устойчивый рост, аэропорт продолжал терять и пассажиров и авиакомпании. Самым тяжелым ударом стал уход в "Домодедово" весной 2002 г. авиакомпании "Сибирь" — крупнейшего эксплуатанта "Внуково". Аэропорт давно устарел морально и физически. Стоит отметить, что еще в конце 70-х по поручению Министерства транспорта Государственный проектный институт и НИИ гражданской авиации разрабатывали технико-экономическое обоснование развития "Внуково" на период до 2000 г. В частности, планировалось строительство к 1995 г. третьей взлетно-посадочной полосы по другую сторону Киевского шоссе. Впрочем, все эти планы так и остались на бумаге из-за отсутствия финансирования.

Только после прихода в аэропорт в качестве частного совладельца Авиационно-нефтяной компании, заправляющей во "Внуково" самолеты, начались работы по реконструкции аэропорта. Однако начать масштабные преобразования возможности не было, потому что держатель контрольного пакета акций — Минимущество России — не проявлял особого интереса к дальнейшей судьбе аэропорта, точно так же, как это было в "Шереметьево".

Разрешить во многом патовую ситуацию во "Внуково" помог, как ни странно, конфликт интересов между правительством Москвы и администрацией Московской области. Чиновники активно претендовали на управление столичными аэропортами и их доходами. После того как городская администрация проиграла областной борьбу за перевод в ведение Москвы "Домодедово" и "Шереметьево" (хотя бы в части уплаты налогов), ей улыбнулся успех во "Внуково". 16 ноября прошлого года президент Владимир Путин подписал указ о передаче из федеральной собственности правительству Москвы 60,87% акций ОАО "Аэропорт "Внуково"". (Ценные бумаги были переданы городу в счет федеральных бюджетных субвенций за исполнение им столичных функций.)

Читайте также  Нерадостные рекорды

Оставшиеся акции принадлежат частной компании "Внуково-Инвест". Она, в свою очередь, является собственностью Авиационно-нефтяной компании, владеющей 75% акций ОАО "Международный аэропорт "Внуково"" (остальными 25% акций распоряжается правительство Москвы). Именно ОАО "Международный аэропорт "Внуково"" возвело новое здание международного терминала, с которым руководство аэропорта связывает надежды на возрождение старейшей воздушной гавани столицы.

Теория и практика
Для ускорения и удешевления строительства проектировщики из "Моспроекта" и "Аэропроекта" при участии британского архитектурного бюро выбрали терминал павильонного типа из стекла и легких сплавов. Его площадь 25 тыс. м2; проектная пропускная способность 1200 пасс. в час. Терминал трехуровневый. На первом производится регистрация пассажиров и сдача багажа, на втором расположена зона для прилетающих и транзитных пассажиров, а на третьем — зона вылета. Уровни соединены между собой эскалаторами и лифтами, смонтированы также горизонтальные транспортеры — травалаторы.

Как сообщил вице-мэр Москвы Петр Аксенов, стоимость строительства составила примерно 50 млн долл. Правда, в терминале еще придется сооружать дополнительные посадочные галереи: по проекту здание аэропорта должно быть оборудовано 23 телетрапами, пока же готовы только шесть.

Пропускная способность терминала, по словам генерального директора ОАО "Международный аэропорт "Внуково"" Виталия Ванцева, уже сейчас позволяет обслуживать до 4 млн пасс. в год, а к 2007 г. она превысит 5 млн. Виталий Ванцев подчеркнул, что ввод в действие нового терминала является лишь первым этапом масштабной реконструкции аэропорта. Еще предстоит построить гостиницу, 900-местный паркинг и закончить сооружение трехэтажной автостоянки на 300 мест.

Существенное изменение претерпит и аэродромное хозяйство: будут построены 24 новые стоянки для самолетов, а основную взлетно-посадочную полосу планируют удлинить с 3000 до 3860 м, обеспечив тем самым возможность принимать воздушные суда взлетным весом до 400 т. Помимо этого, на аэродроме установят оборудование, позволяющее обслуживать во "Внуково" самолеты по метеоминимуму III категории ICAO (посадка в особо сложных метеоусловиях). Напомним, что в России пока только аэропорт "Шереметьево" имеет оснащение по этой категории посадки. Впрочем, и руководство "Домодедово" в ближайшее время обещает довести свой аэропорт до такого уровня.

Всего в реконструкцию "Внуково" и связанной с аэропортом инфраструктуры планируется вложить 1,3 млрд долл., из которых почти 500 млн должны быть освоены к 2007 г. Столь солидная сумма обусловлена в первую очередь необходимостью создания практически заново всей инфраструктуры доставки пассажиров из города в аэропорт и обратно.

Читайте также  Lufthansa научит во Внуково

Планы тут почти наполеоновские: от станции метро "Юго-Западная" до аэропорта предполагается протянуть линию легкого метро и линию монорельсовой дороги, благодаря чему дорога от центра Москвы до "Внуково" будет занимать примерно полчаса. Для удобства автомобилистов на Киевском шоссе намечено строительство транспортной развязки, участок Киевского шоссе между совхозом "Московский" и аэропортом предусматривается расширить до четырех полос в каждом направлении, а участок Боровского шоссе от поселка с символичным названием Рассказовка — до трех полос в обоих направлениях.

В самом же порту дополнительно намечено сооружение новой диспетчерской вышки и расширение площади существующего пассажирского терминал на 100 м. Словом, к 2009 г., по словам Виталия Ванцева, аэропорт "Внуково" вполне может стать крупнейшим в России.

Как утверждает директор Ассоциации "Аэропорт ГА" Виктор Горбачев, даже с частично выполненной реконструкцией "Внуково" у наших авиакомпаний появится уникальная для России возможность выбирать свой аэропорт базирования в Москве сразу из трех. Не говоря уже о том, что теперь между московскими аэропортами обострится реальная конкурентная борьба за клиента.

Кроме того, для Москвы может стать чуть ли не делом чести ее деятельность во "Внуково". Ведь, по сути, крупнейший в России по обороту хозяйствующий субъект в лице московского правительства очень долго пытался внедриться в авиабизнес — от попыток получить под свое влияние предприятия столичной оборонки до установления собственного контроля над аэропортами Москвы. Однако единственное, чего сумели добиться столичные власти, — приобрести контрольный пакет акций авиакомпании "Атлант-Союз", получившей звучную приставку "официальный перевозчик правительства Москвы". Правда, этот статус, похоже, не принес авиакомпании инвестиций: исполнение продекларированных ею планов по приобретению грузовых Ил-96-400Т и Ан-124-100 "Руслан" до сих пор не реализовано. Так что московским чиновникам совсем не лишне продемонстрировать успехи в новом деле. Ну а пока во "Внуково" деньги рекой не потекли, и руководству аэропорта для его дальнейшего развития в первую очередь придется поискать инвесторов.

Кошелек или небо
Предполагалось, что реконструкция будет финансироваться из федерального и столичного бюджетов, а также частными инвесторами. Но в федеральном бюджете выделение денег на реконструкцию "Внуково" не предусмотрено — по крайней мере, так называемой отдельной строкой. И вообще сегодня ОАО "Международный аэропорт "Внуково"" имеет лишь кредит в 24 млн евро от Сбербанка России и выпустило облигационный заем в 5 млн долл. Других вкладчиков руководство "Внуково" пока не называет. Московское правительство официально тоже ничего не сообщает о своих финансовых вложениях в реконструкцию.

Читайте также  Рейтинги 20 ведущих авиакомпаний России за 2004 г.

Во всяком случае, на презентации нового терминала Петр Аксенов избегал что-либо говорить о деньгах. Источники в правительстве Москвы на правах анонимности утверждают, что говорить о реальном финансовом вкладе столицы в реконструкцию аэропорта преждевременно, поскольку акции последнего лишь недавно были переданы из федеральной собственности в городскую. Кроме того, еще не создана управляющая компания аэропорта, куда предполагается передать акции как ОАО "Аэропорт "Внуково"", так и ОАО "Международный аэропорт "Внуково"".

Имеются затруднения и отнюдь не финансового характера. Так, решение вопроса с удлинением взлетной полосы может затянуться на неопределенный срок, поскольку как раз в этом месте находится довольно обширный участок, застроенный коттеджами. А территория, прежде отводимая под строительство третьей полосы, также сплошь застроена. Правда, по словам Виктора Горбачева, аэропорту еще надолго хватит пропускной способности имеющихся двух полос. Даже с учетом того, что полосы перекрещиваются и поэтому не могут работать одновременно, в год они способны обеспечить суммарный оборот не менее 10-15 млн пасс. Перекрыть же этот потолок аэропорту, видимо, удастся не скоро. Ведь хотя из "Внуково" по центральному расписанию выполняются рейсы в 80 пунктов назначения, все это города лишь России и стран СНГ. Так что новый терминал сегодня только весьма и весьма формально может именоваться международным, поскольку регулярных международных рейсов в дальнее зарубежье отсюда пока нет. И не самой простой проблемой будет привлечение новых клиентов.

Начать с того, что сейчас "Внуково" фактически не располагает крупной базовой авиакомпанией, какой в свое время была, например, "Cибирь". Правда, с другой стороны, благодаря этому у аэропорта имеется "запас" удобных слотов, способный привлечь новых перевозчиков. По-видимому, руководство "Внуково" постарается сделать также наиболее привлекательными для авиакомпаний и расценки на наземное обслуживание. Хотя, по словам г-на Ванцева, аэропорт намерен начинать с малого и сосредоточиться пока на обслуживании чартеров.

Сейчас из "Внуково" чартерные международные рейсы выполняют авиакомпании "Пулково", "Кавминводыавиа", UTair, ГТК "Россия". Доля чартеров в обороте аэропорта сегодня не превышает 20%. Однако она может вырасти. Ведутся переговоры с "Аэрофлотом" и "Сибирью" о переводе ими во Внуковский аэропорт хотя бы части чартеров. Есть планы наладить и полноценные международные авиарейсы со скандинавской компанией SAS: ведутся переговоры о ее перебазировании из "Шереметьево".