Подготовлен НЦ-19 ФГУП ГосНИИ ГА
(директор Центра доктор экономических наук, профессор Александр Фридлянд)
Результаты мониторинга финансово-экономического состояния авиакомпаний по итогам их деятельности в 2009 году ранее были опубликованы в информационно-аналитическом бюллетене АЭВТ "Авиационный рынок" № 15 (август 2010 года).
Представленный ниже новый аналитический материал подготовлен по данным финансово-экономической отчетности авиакомпаний за период 01.01.2010 – 01.07.2010гг. в рамках методического сопровождения реализации Распоряжения Министра транспорта Российской Федерации от 01 апреля 2010 года № ИЛ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки".
В целом можно констатировать, что к 01.07.2010 года состояние авиатранспортного бизнеса, по сравнению с ситуацией, сложившейся к началу 2010 года, существенно не изменилось (при этом учтем влияние на полугодовые данные сезонности авиационной деятельности, т.к. доходы и прибыль в первом полугодии, как правило, ниже, чем во втором полугодии):
— удельный вес авиакомпаний, ведущих убыточную деятельность, в первом полугодии 2010 года составил 39,6% против 35,1% по итогам 2009 года (с учетом "взвешивания" по доходам соответствующий удельный вес составляет 24,5% против 22,6% в 2009 году);
— удельный вес авиакомпаний, находящихся в кризисном финансово-экономическом состоянии (нестабильная платежеспособность либо угроза банкротства), к 01.07.2010 составил 41,0% против 41,6 % на 01.01.2010 (с учетом "взвешивания" по доходам соответствующий удельный вес составляет 21,4% против 24,4% на начало 2010 года);
— удельный вес авиакомпаний с отрицательной стоимостью чистых активов за 6 месяцев 2010 года вырос с 21,5 % до 29,2 % (по количеству авиакомпаний).
Вместе с тем отчетливо проявляются тенденции:
— существенного роста доходов участников рынка в связи с интенсивным ростом спроса на авиаперевозки;
— снижения удельного веса (по выручке) находящихся в кризисном состоянии авиаперевозчиков, что отражает их недостаточную конкурентоспособность, сокращение темпов роста деятельности и доли на рынке;
— быстрого роста (почти в 1,2 раза) долговой нагрузки на авиатранспортный бизнес, при этом сумма долгосрочных финансовых обязательств участников рынка за 6 месяцев 2010 года выросла более чем на 31%.
Необходимо отметить, что негативная динамика количества эксплуатантов с отрицательной стоимостью чистых активов в значительной мере связана с отсутствием в достаточной степени прозрачных и четких процедур, регламентирующих взаимодействие органов сертификации с ведущими убыточную деятельность эксплуатантами. В приказе Росавиации от 09.07.2010 № 257 "Об организации проведения оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов …" указанные процедуры отсутствуют, что снижает результативность финансово-экономического контроля эксплуатантов, предусмотренного ФАП-11 и Распоряжением Министра транспорта № Ил-23р от 01.04.2010, при осуществлении которого возможно проведение необходимых реорганизационных и санационных мер. Отсутствие детализированной регламентации указанных процедур, гармонизирующих реализацию норм ФАП-11 и ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и направленных на достижение баланса интересов авиатранспортного бизнеса и потребителей соответствующих услуг, повышают риски отраслевого бизнеса, снижают его капитализацию и тормозят привлечение необходимых отрасли инвестиций.

Читайте также  Пассажиропоток авиакомпании "Алтант-Союз" в мае вырос на 33%

Макроэкономическая характеристика состояния авиатранспортного рынка (мониторинг за 01.01.2009 – 01.07.2010)

№ п/п

Наименование показателя

Объекты оценки

Временной период

12 месяцев 2009 года
(31.12.2009)

6 месяцев 2010 года
(01.07.2010)

1

2

3

4

5

1.

Общий доход (без НДС), млрд. долл.

Рынок коммерческой ГА (в целом)

13

7,2

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний*

9,8

5

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний**

6,8

3,7

 

2.

Общая балансовая прибыль (+) или убыток (-) до налогообложения, млн. долл.

Рынок коммерческой ГА (в целом)

-100

+52

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний

-55

+18

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний

+200

+185

 

3.

Удельный вес эксплуатантов, ведущих убыточную деятельность (по количеству авиакомпаний), %

Рынок коммерческой ГА (в целом)

35,1%

39,6%

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний

35,3%

41,2%

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний

0%

0%

 

4.

Удельный вес эксплуатантов, ведущих убыточную деятельность, с учетом "взвешивания" по финансовому обороту (доходу), %

Рынок коммерческой ГА (в целом)

22,6%

24,5%

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний

17,4%

18,4%

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний

0%

0%

 

5.

Удельный вес эксплуатантов, находящихся в кризисном финансово-экономическом состоянии (нестабильная платежеспособность либо угроза банкротства), по количеству авиакомпаний, %

Рынок коммерческой ГА (в целом)

41,6%

41,0%

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний

41,2%

41,2%

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний

0%

0%

1

2

3

4

5

6.

Удельный вес эксплуатантов, находящихся в кризисном финансово-экономическом состоянии (нестабильная платежеспособность либо угроза банкротства), с учетом "взвешивания" по финансовому обороту (доходу), %

Рынок коммерческой ГА (в целом)

24,4%

21,4%

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний

20,6%

18,2%

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний

0%

0%

 

7.

Удельный вес эксплуатантов, имеющих отрицательную стоимость чистых активов (по количеству авиакомпаний), %

Рынок коммерческой ГА (в целом)

21,5%

29,2%

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний

0%

Читайте также  Ан-148, 158, 168

11,2%

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний

0%

0%

 

 

 

 

 

8.

Рост (+) или снижение (-) стоимости чистых активов эксплуатантов, %

Рынок коммерческой ГА (в целом)

6,6%

11,3%

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний

5,5%

10,3%

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний

7,4%

18,3%

 

9.

Рост (+) или снижение (-) долгосрочных финансовых обязательств эксплуатантов, %

Рынок коммерческой ГА (в целом)

18,7%

31,4%

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний

20,5%

44,2%

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний

23,9%

50,8%

 

10.

Рост (+) или снижение (-) чистого оборотного капитала эксплуатантов, %

Рынок коммерческой ГА (в целом)

33,4%

48,8%

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний

31,6%

55,3%

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний

27,8%

57,1%

 
 

1

2

3

4

5

11.

Уровень долговой нагрузки (отношение суммы долгосрочных финансовых обязательств, краткосрочных займов и кредитов к среднемесячной выручке), мес.

Рынок коммерческой ГА (в целом)

2,64

3,15

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний

2,80

3,4

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний

2,74

3,34

 

12.

Удельный вес процентных платежей к выручке, %

Рынок коммерческой ГА (в целом)

2,7%

2,4%

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний

2,8%

2,8%

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний

2,7%

2,8%

 

13.

Увеличение внеоборотных активов (с учетом начисленного за период износа), %

Рынок коммерческой ГА (в целом)

11,9%

7,5%

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний

11,7%

3,5%

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний

12,7%

1,3%

 

14.

Увеличение внеоборотных активов (с учетом начисленного за период износа), млн. долл.

Рынок коммерческой ГА (в целом)

280

215

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний

156

50

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний

115

12

 

15.

Собственные текущие инвестиционные источники (сумма амортизационных начислений и чистой прибыли), млн. долл.

Рынок коммерческой ГА (в целом)

75

187

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний

-0,5

45

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний

65

169

 
 
 

1

2

3

4

5

16.

Удельный вес (в выручке) расходов эксплуатантов на аренду и лизинг ВС и АД , %

Рынок коммерческой ГА (в целом)

11,5%

11,8%

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний

Читайте также  С нарастающими темпами

13,0%

13,4%

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний

12,8%

12,8%

 

17.

Расходы эксплуатантов на аренду и лизинг ВС и АД, млн. долл.

Рынок коммерческой ГА (в целом)

1 470

850

17 крупнейших пассажирских авиакомпаний

1 280

680

Первые 5 крупнейших пассажирских авиакомпаний

870

471

 

18.

Удельный вес групп авиакомпаний в интегральных показателях рынка коммерческой гражданской авиации, %.

Доход (выручка)

17 крупнейших пасс. а/к

76,9%

70,6%

5 крупнейших пасс. а/к

53,2%

51,2%

19.

Балансовая прибыль (до налогообложения)

17 крупнейших пасс. а/к

В целом и по рынку, и по группе получен убыток

33,9%

5 крупнейших пасс. а/к

Группа прибыльна, в целом по рынку получен убыток

Превышает полученную в целом по рынку прибыль в 3,55 раза

20.

Чистый денежный поток

17 крупнейших пасс. а/к

В целом по группе чистый денежный поток отрицателен

23,7%

5 крупнейших пасс. а/к

86,7%

90,3%

21.

Внеоборотные активы

17 крупнейших пасс. а/к

56,8%

48,4%

5 крупнейших пасс. а/к

38,9%

31,8%

22.

Стоимость чистых активов

17 крупнейших пасс. а/к

62,5%

57,1%

5 крупнейших пасс. а/к

56,6%

54,9%

23.

Чистый оборотный капитал

17 крупнейших пасс. а/к

91%

88%

5 крупнейших пасс. а/к

90%

88,3%

24.

Долгосрочные финансовые обязательства

17 крупнейших пасс. а/к

82,8%

81,2%

5 крупнейших пасс. а/к

61,9%

63,4%

25.

Процентные платежи по финансовым обязательствам

17 крупнейших пасс. а/к

85,8%

81,1%

5 крупнейших пасс. а/к

60,1%

59,3%

26.

Арендные и лизинговые платежи по ВС и АД

17 крупнейших пасс. а/к

87,1%

80,0%

5 крупнейших пасс. а/к

59,3%

55,5%

* "Аэрофлот – РА", "Трансаэро", "Сибирь" (S7), "ЮТэйр", "Оренбургские авиалинии", ГТК "Россия", "Северный ветер", "Владивостокавиа", "Уральские авиалинии", "ВИМавиа", "Глобус", "Якутия", "Нордавиа", "Атлант-Союз", "Донавиа", "Небесный экспаресс", "Ред Вингз" (рейтинг российских авиакомпаний по пассажирообороту за первое полугодие 2010 г.);
** "Аэрофлот – РА", "Трансаэро", "Сибирь" (S7), "ЮТэйр", "Оренбургские авиалинии" (рейтинг российских авиакомпаний по пассажирообороту за первое полугодие 2010 г.).