21 сентября 2010 года на сайте www.mintrans.ru опубликован проект приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Типовых инструкций по производству полётов в районе аэроузла, аэродрома (вертодрома) и Типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома), посадочной площадки», который должен вступить в силу с 1 ноября 2010 года (с даты вступления в силу новых Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации).

В проектах типовых инструкций содержатся нормы, не соответствующие международным стандартам ИКАО и воздушному законодательству России.

Так в типовых инструкциях по производству полётов в районе аэроузла (п. 2.3), аэродрома (п. 2.6), в типовых схемах аэронавигационного паспорта аэродрома (п. 17) и посадочной площадки (п. 8) предусматривается установление соответствующих эксплуатационных минимумов, что противоречит стандарту ИКАО, изложенному в 4.2.7.1 части 1 приложения 6 к Конвенции:

«Государство эксплуатанта требует, чтобы эксплуатант устанавливал эксплуатационные минимумы каждого используемого для производства полётов аэродрома, и утверждает методы определения таких минимумов. Такие минимумы не ниже тех минимумов, которые могут быть установлены для таких аэродромов государством, в котором они расположены, за исключением тех случаев, когда на это специально получено согласие этого государства.

Примечание. Настоящий Стандарт не требует, чтобы государство, на территории которого расположен аэродром, устанавливало эксплуатационные минимумы аэродрома».

Это противоречит и пункту 5.17. ФАП-128 «Эксплуатант устанавливает эксплуатационные минимумы каждого используемого для выполнения полетов аэродрома и утверждает методы определения таких минимумов».

Возможно, что Минтранс России и Росавиация планируют устанавливать в России государственные эксплуатационные минимумы всех аэродромов и посадочных площадок, но тогда об этом должно быть указано в ФАП-128.

В противном случае будет непонятен статус минимумов указанных в типовых документах аэродромов, а эксплуатанты и органы ОВД будут руководствоваться различными минимумами, что может негативно сказаться на безопасности полетов.

Читайте также  "Атлант-Союзу" не хватило топлива

В типовых инструкциях (пункт 1.4 ИПП аэродрома и подпункт 28 пункта 1 типовой схемы паспорта аэродрома) предусматривается сохранить существующий порядок установления перечня типов обслуживаемых (эксплуатируемых?) ВС, что является барьером в развитии гражданской авиации.

Нет объективной необходимости издавать множество приказов Росавиации по допуску аэродромов к обслуживанию типов ВС. Вполне достаточно аэродромам опубликовать информацию о размерах и прочности (PCN) покрытий ВПП, РД, перронов, МС и о препятствиях на лётном поле или максимальные размеры воздушных судов, которые могут обслуживаться на аэродроме. Опубликовать также категорию аэродрома по противопожарному обслуживанию, что, кстати, проектом типовой ИПП аэродрома почему-то не предусмотрено. Этой информации будет достаточно для авиакомпаний.

В условиях всё увеличивающегося количества типов ВС, а также отличием модификаций ВС по размерам и взлётной массе, приказы Росавиации не будут успевать допускать аэродромы к их обслуживанию. Этот вопрос вполне безопасно может решаться совместно авиакомпаниями, аэропортами и органами УВД.

Вызывает сомнение необходимость раздела VIII типовой ИПП аэродрома «Рекомендации по уменьшению неблагоприятного воздействия воздушных судов на окружающую среду», особенно пункта 8.1. «Категория лиц, подверженных неблагоприятному воздействию авиационного шума». Методы уменьшения шума при взлёте и заходе на посадку устанавливаются РЛЭ (FCOM) воздушного судна, а в ИПП аэродрома достаточно сделать указание о необходимости соблюдения процедур уменьшения шума для определённых схем захода и/или времени суток.

Полагаю целесообразным согласовать с авиакомпаниями — членами АЭВТ эту позицию и довести её Минтрансу России.

Генеральный директор Е.В.Бачурин