
В середине февраля пресс-служба Министерства транспорта распространила перечень авиакомпаний, получивших большое количество замечаний в ходе проведенных в странах Евросоюза в течение 2004- 2006 гг. рамповых проверок обеспечения безопасности полетов иностранными авиакомпаниями (программа SAFA). В список министерства вошли: "Аэро Рент", "Татарстан", "Атлант-Союз", "Авиакон Цитотранс", "Центр Авиа", "Газпромавиа", "Лукойл Авиа", "Русское Небо", UTair. По заявлению чиновников, все перевозчики по итогам проверок "были проинформированы о выявленных недостатках, однако, в нарушение предписания Ространснадзора, не все уведомили о них ФСНТ и представили планы устранения недостатков".
Решив, что множественные претензии к российским компаниям могут инициировать внесение их в черный список и таким образом нанести "значительный ущерб Российской Федерации как одной из ведущих авиационных держав", Ространснадзор и Росавиация совместным распоряжением запретили с 12 февраля 2007 г. и вплоть до урегулирования полученных замечаний выполнение чартерных и разовых полетов в страны Евросоюза указанным перевозчикам. Однако, после того как заявление было опубликовано в ряде СМИ, глава Росавиации Александр Юрчик объяснил, что речь шла не о полном запрете полетов перевозчиков, а лишь о том, что каждую авиакомпанию из этого списка перед выполнением рейсов в страны ЕС ждут более тщательные проверки со стороны российских профильных ведомств.
В начале марта Европейский союз представил новый черный список перевозчиков, которым запрещено летать в государства ЕС. Девяти российских компаний в нем не оказалось, но в прессе была распространена информация о том, что теперь уже чиновники Европейской комиссии запретили полеты российских компаний в государства ЕС. Хотя на самом деле в оригинале документа было сказано, что именно Россия решила запретить (а не ограничить, как утверждал г-н Юрчик), полеты указанных компаний в государства Союза.
При этом сами авиакомпании далеко не всегда могут исправить те недостатки, которые были выявлены при проверках SAFA. Например, по словам представителей "Атлант-Союза", компании предъявлялось требование установить четырехточечные ремни безопасности для членов экипажа. Однако такая работа в ряде случаев может привести буквально к противоположным результатам. Например, в ходе изучения соответствия самолета Ту-154 стандартам IOSA обнаружилось, что при установке четырехточечных ремней пилоты не могут дотянуться до некоторых важных органов управления, не отстегиваясь. Так что формальное выполнение требования не ведет к повышению уровня безопасности полетов — скорее даже наоборот.
В целом, многие замечания европейских инспекторов не всегда совпадают с отечественными нормами, стандартами и правилами относительно предмета проверки. В конце февраля на переговорах в Брюсселе вопрос наконец-то был переведен в процедурную плоскость, что и требовалось сделать еще на старте программы SAFA. Трудно сказать, насколько действия российских властей поддержали имидж России как одной из ведущих авиационных держав, однако репутации российских авиакомпаний нанесен серьезный ущерб.