В середине февраля пресс-служба Министерства транспорта распространила перечень авиакомпаний, получивших большое количество замечаний в ходе проведенных в странах Евросоюза в течение 2004- 2006 гг. рамповых проверок обеспечения безопасности полетов иностранными авиакомпаниями (программа SAFA). В список министерства вошли: "Аэро Рент", "Татарстан", "Атлант-Союз", "Авиакон Цитотранс", "Центр Авиа", "Газпромавиа", "Лукойл Авиа", "Русское Небо", UTair. По заявлению чиновников, все перевозчики по итогам проверок "были проинформированы о выявленных недостатках, однако, в нарушение предписания Ространснадзора, не все уведомили о них ФСНТ и представили планы устранения недостатков".
Решив, что множественные претензии к российским компаниям могут инициировать внесение их в черный список и таким образом нанести "значительный ущерб Российской Федерации как одной из ведущих авиационных держав", Ространснадзор и Росавиация совместным распоряжением запретили с 12 февраля 2007 г. и вплоть до урегулирования полученных замечаний выполнение чартерных и разовых полетов в страны Евросоюза указанным перевозчикам. Однако, после того как заявление было опубликовано в ряде СМИ, глава Росавиации Александр Юрчик объяснил, что речь шла не о полном запрете полетов перевозчиков, а лишь о том, что каждую авиакомпанию из этого списка перед выполнением рейсов в страны ЕС ждут более тщательные проверки со стороны российских профильных ведомств.
В начале марта Европейский союз представил новый черный список перевозчиков, которым запрещено летать в государства ЕС. Девяти российских компаний в нем не оказалось, но в прессе была распространена информация о том, что теперь уже чиновники Европейской комиссии запретили полеты российских компаний в государства ЕС. Хотя на самом деле в оригинале документа было сказано, что именно Россия решила запретить (а не ограничить, как утверждал г-н Юрчик), полеты указанных компаний в государства Союза.
При этом сами авиакомпании далеко не всегда могут исправить те недостатки, которые были выявлены при проверках SAFA. Например, по словам представителей "Атлант-Союза", компании предъявлялось требование установить четырехточечные ремни безопасности для членов экипажа. Однако такая работа в ряде случаев может привести буквально к противоположным результатам. Например, в ходе изучения соответствия самолета Ту-154 стандартам IOSA обнаружилось, что при установке четырехточечных ремней пилоты не могут дотянуться до некоторых важных органов управления, не отстегиваясь. Так что формальное выполнение требования не ведет к повышению уровня безопасности полетов — скорее даже наоборот.
В целом, многие замечания европейских инспекторов не всегда совпадают с отечественными нормами, стандартами и правилами относительно предмета проверки. В конце февраля на переговорах в Брюсселе вопрос наконец-то был переведен в процедурную плоскость, что и требовалось сделать еще на старте программы SAFA. Трудно сказать, насколько действия российских властей поддержали имидж России как одной из ведущих авиационных держав, однако репутации российских авиакомпаний нанесен серьезный ущерб.

Читайте также  ВАСО сертифицировано, а Ил-96-400Т – еще нет