Вместе с ростом цены на авиационный керосин рынок чартерных туристических перевозок становится все более парадоксальным. Перевозка растет в цене, однако туроператоры по-прежнему не отказываются от традиции заказывать больше чартеров, чем необходимо на рынке. Чем выше стоимость топлива, тем больше потери от "лишних" рейсов. Но туристические компании этот факт пока не пугает.
Амбиции продолжают превалировать над холодным расчетом. В этом году, по признанию представителей туркомпаний, "перегрели" Грецию. Еженедельно из Москвы в разные города этого государства планируется выполнять около пяти десятков рейсов, из них два десятка — на остров Крит. Помимо российских авиаперевозчиков туристические компании привлекли к сотрудничеству местную Aegean Airlines. Заместитель генерального директора компании "Инна Тур" Маргарита Давликанова считает, что Ираклион летом ждет самая большая корректировка, — правда в середине мая о ней не задумывались, операторы были в эйфории от удачного завоза туристов во время майских праздников.
Количество рейсов в Грецию объясняется тем, что крупные операторы, ранее поделившие Турцию, Испанию, Египет, начали искать возможности развития в странах, привлекающих меньшее число туристов. Например, в Греции сейчас активно работают TEZ Tour и "Натали-Турс"; первая компания начинала завоеваниe туррынка с Турции и Египта, вторая — с Испании и Кипра. Чтобы получить значительную долю на очередном направлении, каждый новый участник поднимает собственный чартер. А туристические компании, давно работающие с этим направлением, не желают отдавать конкурентам свою долю пирога и продолжают поднимать собственные рейсы так же, как они делали это в предыдущие сезоны. Результат — избыток предложения, финансовые потери туристических компаний и пока еще сохраняющаяся возможность для туристов найти относительно недорогой тур при постоянно растущих ценах на отдых.
"Перегрев" давно перестал быть исключительной прерогативой столичного рынка, он также встречается и в регионах и тоже связан с переделом рынков, точнее, с желанием столичных компаний выйти на региональные рынки. В этом году, например, стремление ряда туроператоров закрепить свое положение в Екатеринбурге привело к тому, что "Уральские авиалинии" организовали чартерную цепочку на китайский остров Санья. Местные туркомпании, до этого еженедельно отправлявшие клиентов на курорт вместе с "Владивосток Авиа", сразу же заявили, что еще серию рейсов заполнить вряд ли удастся.
Авиакомпании, хорошо знающие тактику туроператоров при заказе чартерных рейсов, давно практикуют систему штрафов при отказах. Кроме того, авиаперевозчики пытаются еще на этапе переговоров отсеять тех, кто не рассчитывает собственные силы. "Перед началом летнего сезона 2008 г. наша компания получила заявки от туроператоров на такое количество рейсов, которое мог бы выполнить парк из 14 Ил-86, но мы располагаем восемью машинами, поэтому были отобраны наиболее серьезные заявки. Помимо этого мы провели дополнительные переговоры с заказчиками. По итогам мая у нас 2% отказов, хотя в прошлом году эта цифра достигала 10-15%", — рассказывает директор департамента чартерных пассажирских перевозок "Атлант-Союза" Евгений Марьенкин.
Стремление заказать больше перелетов на каком-либо из направлений парадоксальным образом сочетается со значительной нехваткой самолетов для туристических перевозок; в остром дефиците ВС иностранного производства, на которых можно совершать полеты в Европу. Недостаток самолетов приводит к тому, что на российском туристическом рынке все сильнее становятся позиции зарубежных перевозчиков, выполняющих регулярные рейсы.
Помимо уже упоминавшейся греческой Aegean Airlines с туристическими компаниями работают итальянские Eurofly и WindJet. По признанию некоторых туроператоров, иностранные авиаперевозчики предлагают вполне конкурентоспособные цены. Заместитель генерального директора по связям с общественностью PAC Group Мария Малышева рассказала, что компания не первый год сотрудничает с WindJet и в этом году туристическая компания фактически привела регулярного перевозчика на маршруты из Самары в Италию — авиакомпания выполняет регулярные рейсы, но почти все места на них выкупает туристический оператор. Также в прошлом году PAC Group работала с WindJet на маршрутах из Ростова-на-Дону, но в нынешнем году на этих направлениях туркомпания договорилась о выполнении полетов с "Аэрофлот-Дон".
Рост туристического потока, а вместе с ним и необходимость заказа все новых перелетов в разные регионы не останавливается, даже несмотря на удорожание топлива и увеличение стоимости авиабилетов. Прошедшей зимой авиакомпаниям пришлось увеличивать размер топливных сборов уже после того, как контракты по программам были подписаны, а часть билетов продана клиентам. Подобный шаг объяснялся резким скачком топливных цен в ноябре-декабре 2007 г. Он вызвал недовольство среди туристических компаний и их клиентов, однако доплату тогда все-таки внесли. Чтобы избежать неприятных дополнительных топливных сборов в летнем сезоне, Российский союз туриндустрии (РСТ) предложил ввести мораторий на увеличение топливных сборов. Весной глава РСТ Сергей Шпилько направил письма с обоснованием этой меры руководителям Роспотребнадзора, Федеральной службы воздушного транспорта и Федеральной антимонопольной службы.
Глава РСТ признал, что комплексно можно решить вопрос лишь в рамках взаимоотношений цепочки предприятий, "добывающих, перерабатывающих нефтепродукты, заправляющих воздушные суда, осуществляющих пассажироперевозки, формирующих и реализующих турпродукт". Но в качестве промежуточной меры Сергей Шпилько предложил ввести мораторий "на увеличение конечной цены перевозки авиакомпаниями по уже проданным билетам за месяц или по крайней мере за 20 дней до вылета", зафиксировав эти требования в федеральном нормативном акте. Правда, по признанию пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, до сих пор никто из чиновников так и не отреагировал на данное предложение.
Рост стоимости топлива не только заставляет доплачивать пассажиров чартерных рейсов, но и делает все менее выгодным приобретение туркомпаниями блоков мест на регулярных рейсах. По словам директора транспортного департамента туристической компании "Роза Ветров" Ларисы Михасенок, тарифы, которые сейчас получают операторы, приобретающие блоки мест на регулярных рейсах, постепенно приближаются к тем, которые доступны в системах бронирования. Такая ситуация фактически сводит на нет экономическую целесообразность оплаты блоков кресел.
Но, даже несмотря на подобные изменения и дорожающие турпакеты, в туристических компаниях сохраняется убеждение, что темп роста туристического потока в ближайшей перспективе останется на существующем уровне — 15-20% в год. Как заметила Мария Малышева, доля туристов, отдыхающих за границей, в России пока невелика относительно численности населения (около 4-5%) и многие представители этой группы выдержат рост стоимости туров. Что может произойти в связи с подорожанием, так это перераспределение туристов на направлениях. Например, по мнению Маргариты Давликановой из "Инна Тур", любители Туниса могут предпочесть Турцию, поскольку цены на отели в этих странах сопоставимы, а стоимость билета в первом случае уже стала выше почти на 120 долл.

Читайте также  Ан-148, 158, 168