Замечания ОАО «АК «Атлант-Союз» по проекту Федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации»
(о реализации международных стандартов по внедрению Государственной программы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации и систем управления безопасностью полетов) (АЭВТ-2010-244 от 06.08.2010)


Концепция проекта ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее – Проект) поддерживается.
Предложения по тексту.
1. Текст дополнения к статье 3 ВК изложить в редакции:
«Стандарты, установленные в приложениях к Конвенции о международной гражданской авиации, признаваемые Российской Федерацией, подлежат реализации в воздушном законодательстве Российской Федерации».
Большинство стран имеют какие-то национальные отличия от международных стандартов, что предусмотрено статьей 38 Чикагской конвенции. Имеет такие отличия и Российская Федерация и не от всех из них следует отказываться. В связи с этим необходимо будет провести оценку целесообразности сохранения ранее заявленных Россией отличий от международных стандартов.
Например, действует заявленное Россией отличие от стандарта 5.3 приложения 2:
«Все воздушное пространство России является контролируемым. Полеты над территорией России выполняются в соответствии с правилами, применяемыми для полетов в контролируемом воздушном пространстве».
2. В пункте 1 статьи 27.1 после слов «Правительство Российской Федерации устанавливает целевой уровень безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации, утверждает…» добавить слова «политику Российской Федерации в области безопасности полетов».
3. Пункт 2 статьи 27.1 изложить в редакции:
«2. Уполномоченный орган в области гражданской авиации в установленном Правительством Российской Федерации порядке обеспечивает мониторинг установленных в Государственной программе безопасности полетов гражданской авиации Российской Федерации показателей безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации и предоставляет государственные услуги по сбору, анализу и хранению данных о безопасности полетов на общегосударственном уровне и предоставляет информацию о безопасности полетов физическим, юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации, международным организациям гражданской авиации и иностранным государствам, а также защиту от нецелевого использования информации о безопасности полетов».
Уточнение редакции предлагается только в целях улучшения понимания изложенных норм, а также учитывается, что кроме ICAO есть и региональные международные объединения гражданской авиации, например МАК и IATA, отказываться от сотрудничества с которыми нецелесообразно.
4. В пункте 3 статьи 27.1 исключить слова «и обеспечивает выполнение показателей безопасности полетов, согласованных уполномоченным органом в области гражданской авиации».
К достижению установленных показателей безопасности полетов, конечно, нужно стремиться, но безопасных полетов не бывает и от авиационного события не застрахована ни одна авиакомпания. Событие в авиакомпании с ВС большой пассажировместимости приведет к скачку показателей за допустимые пределы. А это будет уже прямое нарушение закона, после которого вступит в действие прокуратура.
Меры к авиакомпаниям следует принимать только за прямые нарушения правил организации и выполнения полетов, технического и других видов обеспечения, но не за скачок показателя безопасности полетов.
5. Предлагаемый второй абзац к статье 28 ВК целесообразно исключить, он весьма сомнителен. По содержанию он представляет собой декларацию, а не норму закона. Проверить его исполнение или опротестовать невозможно, а простор для волюнтаризма беспредельный.
6. Предлагаемые Проектом пункты 2 и 3 статьи 29 заменить текстом пункта 2 в следующей редакции:
«2. Правила осуществления государственного контроля и полномочия государственных инспекторов устанавливаются Правительством Российской Федерации».
Эта редакция исключает появление института «общественных контролеров» в такой строго регламентированной сфере деятельности, как гражданская авиация. Требования государственных инспекторов всегда воспринимаются как должное, а замечания общественных инспекторов обычно вызывают негативное отношение со стороны проверяемых.

Читайте также  Выбор "Выборга"

Несколько слов о терминологии
(письма В. Г. Кулавского и Л. К. Щербакова).