Hовый российско-украинский региональный реактивный самолет Ан-148 постепенно расширяет круг своих заказчиков. В конце июля разработчик самолета — украинский концерн "Антонов" заключил соглашение с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК), которая занимается продвижением Ан-148, о поставке двух машин. Их заказчиком стала неназванная авиакомпания одной из стран Юго-Восточной Азии, которая должна получить обе машины в 2011 г. Это первый контракт на продажу самолета вне СНГ.
За последние несколько лет ИФК удалось собрать довольно значительный портфель заказов на Ан-148. По словам представителя компании, с учетом опционов он составляет 130 машин. К этому количеству можно прибавить еще 10 твердых и 10 опционных заказов на удлиненную версию самолета — Ан-158 для авиакомпании "Атлант-Союз", которые ИФК разместила у украинских авиастроителей на авиасалоне в Фарнборо в июле этого года. Украинские разработчики рассчитывают, что новый самолет, ранее известный под обозначением Ан-148-200, завершит сертификационные испытания уже к концу года.
Свои заказы ИФК собирала под производство самолета Ан-148 в России на мощностях Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО). Еще летом 2008 г. ИФК подписала с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), куда входит ВАСО, соглашение о приобретении в 2008–2011 гг. 34 самолетов Ан-148 на общую сумму 40 млрд руб. с целью их дальнейшей поставки в лизинг своим заказчикам. Этот контракт также подразумевал опцион на 30 дополнительных самолетов, которые могут быть поставлены в 2011–2012 гг. Первый Ан-148 из Воронежа был поставлен стартовому заказчику ГТК "Россия" в конце 2009 г. К настоящему моменту эта авиакомпания получила уже 4 самолета из 6 заказанных. Последние две машины должны быть переданы также в этом году. У ГТК "Россия" есть опцион на еще шесть самолетов.
Самым крупным заказчиком Ан-148 на текущий момент является "Атлант-Союз": кроме уже упомянутого контракта на Ан-158, московский перевозчик ранее разместил заказы на 15 Ан-148-100. Согласно информации ИФК, эти самолеты должны быть поставлены в 2010–2012 гг. У ИФК также есть заказ на 10 Ан-148 от авиакомпании "Полет". Кроме того, лизинговая компания рассчитывает в ближайшее время перевести в твердые контракты предварительные соглашения на поставку самолета с авиакомпаниями "Владивосток Авиа" и "Саратовские авиалинии".
Портфель заказов на антоновский региональный самолет пополняется не только через "Ильюшин Финанс Ко.". На авиасалоне в Фарнборо компания "ВЭБ-Лизинг" разместила контракт на поставку 10 самолетов этого типа с опционом еще на две машины через корпорацию "Иркут", на базе которой планируется сформировать подразделение ОАК "Коммерческие самолеты". Пока, однако, выпуск Ан-148 в России сдерживается возможностями производственной площадки в Воронеже, которая еще не вышла на проектную мощность. По словам представителя ИФК, это и вынудило компанию разместить заказ на производство самолетов для Юго-Восточной Азии на производственных мощностях концерна "Антонов" на Украине. Наличие свободных слотов на украинском заводе позволит ИФК поставить первый экспортный Ан-148 заказчику уже через 6 месяцев.
Что касается ВАСО, то в ИФК говорят, что в этом году завод сможет закончить только производство по контракту с ГТК "Россия". В следующем году в Воронеже планируется выпустить 6–7 Ан-148, тогда как ранее ожидалось, что к этому времени завод сможет выйти на выпуск 36 машин в год.

Читайте также  НАЦИОНАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ ПРЕМИЯ "КРЫЛЬЯ РОССИИ — 2006"