Как и два года назад, на МАКС-2009 российская самолетостроительная отрасль представлена единой экспозицией Объединенной авиастроительной корпорации ( ОАК). Президент ОАК Алексей Федоров рассказал Show Observer MAKS 2009, что уменьшение платежеспособного спроса среди авиакомпаний заставило корпорацию пересмотреть производственные планы, но государственное финансирование приоритетных авиастроительных программ в условиях кризиса не уменьшилось.

— Указ о создании корпорации был подписан более трех лет назад, насколько на данный момент сформирована структура ОАК?
— Стратегия развития ОАК, утвержденная советом директоров корпорации в 2008 г., предусматривает три этапа реализации: реорганизация и антикризисное управление (2007–2010 гг.), развитие ключевых проектов (2010–2015 гг.), развитие в новой модели (2015–2025 гг.). И по времени, и по статусу ОАК сейчас находится на первом этапе. В дальнейшем управление бизнесом в гражданской и транспортной авиации будет консолидироваться в "ОАК — Транспортные самолеты" и управляющей компании "ОАК — Гражданские самолеты". Начнется корпоративная консолидация в области боевой авиации, которой предшествует организационная координация, — ею руководит первый вице-президент ОАК Михаил Погосян, назначенный на пост генерального директора РСК "МиГ".
— Когда в структуру ОАК будут включены КАПО, МиГ, ЭМЗ им. Мясищева и ЛИИ им. Громова?
— РСК "МиГ" и КАПО, акционированные весной 2008 г., еще в прошлом году должны были войти в состав ОАК. Однако осенью 2008 г. на предприятиях возникли существенные финансовые проблемы: накопленные за предшествовавшие годы и потенциальные будущие убытки превышали 50 млрд руб. В отличие от ситуации 2006 г., когда активы, включенные в ОАК, не проходили никаких процедур финансового оздоровления, государство оказало РСК "МиГ" и КАПО ощутимую поддержку, тем самым обеспечив возможность их включения в ОАК без существенных негативных последствий для корпорации. По состоянию на сегодня, внесение в ОАК пакетов акций РСК "МиГ" и КАПО им. С. П. Горбунова, а также частных акционеров дочерних и зависимых предприятий корпорации ожидается в сентябре-ноябре 2009 г.
Для вхождения в состав ОАК ЭМЗ им. В. М. Мясищева и ЛИИ им. М. М. Громова прежде всего необходимо акционирование этих предприятий, что потребует какого-то времени. ЭМЗ в будущем займет место в инженерном центре ОАК, а ЛИИ останется отдельным подразделением корпорации.
— Можете ли Вы раскрыть перспективы улучшения финансового состояния ОАК?
— Структура финансирования нашей корпорации с момента ее создания значительно изменилась. Бюджет ОАК в первый год ее деятельности (в 2007 г.) составлял около 2 млрд руб., а в 2008 г. — уже свыше 24 млрд руб. Большая часть средств, привлеченных ОАК, была инвестирована в программы гражданской авиации для финансирования оборотного капитала основных заводов (ВАСО и "Авиастар-СП"), выполнения опытно-конструкторских работ и технического перевооружения по программам Ту-204 и Ан-148, разработки перспективного проекта МС-21. Существенным элементом расходов (более 9 млрд руб.) стало финансирование оферты на приобретение акций "Иркута", которые ранее находились в руках частных акционеров.
В 2009 г. ОАК планирует сохранить общие параметры бюджета, но все финансирование будет связано с ведением основной деятельности корпорации. Предполагается, что часть средств, привлеченных в ходе размещаемых дополнительных эмиссий, будет направлена на реструктуризацию и финансовое оздоровление предприятий, испытывающих трудности из-за кризиса.
Для улучшения финансового состояния корпорации сейчас начата оптимизация структуры издержек. Общепроизводственные расходы должны быть сокращены как минимум на 10%. Мы планируем снизить стоимость комплектующих и материалов до 10% в гражданском сегменте и до 5% в военном.
— Каким образом экономический кризис повлиял на предприятия, входящие в ОАК?
— Влияние происходящих в экономике процессов на реализацию долгосрочных целей ОАК минимально, поскольку основным акционером корпорации выступает государство. Авиастроение в целом и структуры ОАК стали одним из ключевых приоритетов инвестиционной и инновационной политики. Начиная с 2007 г. объем государственных инвестиций в авиастроение по различным программам был увеличен более чем в два раза. В период кризиса государственные инвестиции временно заместили часть так называемых внебюджетных источников, что позволяет ОАК сохранить темпы развития приоритетных программ. Например, объемы финансирования по программам Super-jet 100 и МС-21 не снижены и даже увеличиваются. Кризис не стал причиной для пересмотра долгосрочной стратегии ОАК и глобальных целей развития корпорации.
К сожалению, выдвинуть такое утверждение в отношении средне- и краткосрочных программ сложнее. В конце апреля на совете директоров ОАК была скорректирована производственная программа на 2009–2012 гг. Изменения были вызваны в том числе сокращением платежеспособного спроса со стороны авиакомпаний, недостатком оборотного капитала и снижением инвестиций в техперевооружение. В преодолении этих проблем мы рассчитываем на государственную поддержку.

Читайте также  Авиакомпания "Московия" возьмет в лизинг два самолета Boeing 737-400F